Поиск по сайту

gosuslugi img

Споры о детях

Большинство споров о детях являются незначительными и касаются мелких жизненных ситуаций. Родители могут долго выбирать место учебы ребенка и иметь на этот счет разные мнения. К счастью, такие споры, касающиеся ребенка, обычно разрешаются внутри семьи и не требуют постороннего вмешательства. Мы все, так или иначе, разрешаем подобные конфликтные ситуации ежедневно. Однако изначально спора или конфликта можно не допустить, приложив все усилия, чтобы решить вопросы, касающиеся детей, мирным, договорным путем. Более серьезные споры, которые непосредственно касаются судьбы детей, как правило, возникают как следствие распада семьи.
 
Споры о детях в широком смысле объединяют следующие разновидности дел:
 
1. Споры между родителями о воспитании детей:
- о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);
- об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ);
- об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ).
 
2. Споры родителей или лиц, их заменяющих, об отобрании детей от третьих лиц:
- о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ);
- о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 4 ст. 148-1 СК РФ);
 
3. Особая категория споров:
- о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ):
- об ограничении в родительских правах (п. 1 ст. 73 СК РФ);
- о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ);
- об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ).
 
4. Споры о происхождении детей:
- установление отцовства в судебном порядке (ст. 49 СК РФ);
- об оспаривании отцовства (материнства) (п. 1 ст. 52 СК РФ);
- споры, связанные с взысканием алиментов на ребенка (п. п. 2, 3 ст. 80, ст. 81 СК РФ).
 
5. Споры, связанные с установлением усыновления и с отменой усыновления (ст. 125, ст. 140 СК РФ).
 
Споры о детях решаются в судебном порядке на основании искового заявления одного из родителей. К участию в деле должен быть привлечен орган опеки, который проводит обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, представляет суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (ст.78 СК РФ). Судебные споры о детях являются достаточно непростой категорией гражданско-правовых дел, поскольку в них должны учитываться интересы и мнение несовершеннолетних детей (ст.57 СК РФ).
Согласно ст. 24 СК РФ суд при вынесении решения о расторжении брака рассматривает вопросы о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов. Это значит, что один из родителей или оба вправе обратиться в суд, а суд обязан рассмотреть одновременно с требованием о разводе требование о выплате алиментов, об определении места жительства ребенка или об определении порядка общения с ребенком.
Суд, разводя супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, принимает меры к защите их интересов. При этом суд разъясняет сторонам, что отдельно проживающий родитель имеет право и обязан участвовать в воспитании ребенка, а родитель, с которым проживает несовершеннолетний, не вправе препятствовать этому. Родитель, независимо от того, проживает он с ребенком или нет, должен заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ). А также обязан обеспечить ребенку получение основного (общего) образования и создать условия для получения ребенком среднего (полного) общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ), защищать права и интересы ребенка, в том числе в судах, без подтверждения специальных полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ), т.е. без доверенности.
 
 
По общему правилу ребенком считается "лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет" (ст. 1 Федерального закона от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Ребенок до 14 лет является малолетним, а с 14 до 18 лет - просто несовершеннолетним. С понятиями "малолетний" и "несовершеннолетний" закон связывает наличие у лица того или иного объема прав и обязанностей. Так, до 14 лет ребенок является недееспособным, и от его имени действуют его законные представители (мать, отец, опекун и т.д.), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (например, приобретается право совершать мелкие сделки), и, наконец, с 18 лет - полная дееспособность. Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ).
 
Если ребенок достигает совершеннолетия, то он вправе самостоятельно решать вопрос о том, с кем из родителей и когда он будет общаться, и где будет проживать. Так, если в суд одним из родителей направлен иск об определении порядка общения с ребенком, а до вынесения судом решения ребенок достигает 18 лет, то производство по иску прекращается, о чем судом выносится определение о прекращении производства.
 
Семейное законодательство РФ исходит из основополагающего принципа о том, что правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка, а не прав и обязанностей родителей.
 
Правовое положение ребенка определяется наличием у него следующих прав:
- жить и воспитываться в семье;
- знать своих родителей (насколько это возможно);
- на заботу и воспитание своими родителями (а при их отсутствии другими ответственными за это лицами);
- на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;
- на общение с обоими родителями и другими родственниками;
- на защиту своих прав и законных интересов, в том числе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет и в суд; выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни; право на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество.
 
Родители должны воспитывать детей совместно. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Передача ребенка одному из родителей не означает, что другой должен быть отстранен от участия в воспитании ребенка. Закон признает полное равенство прав родителей и в тех случаях, когда брак между ними расторгнут. Как бы родители ни относились друг к другу, они должны помнить, что в интересах ребенка сохранить ему и мать, и отца.
Родитель, проживающий отдельно, вправе и обязан участвовать в воспитании ребенка, и может с ним общаться. Тот из родителей, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию (см. ст. 66 СК РФ). Определение наличия вреда от общения ребенка с родителем производится судом. В случае отказа от предоставления одним из родителей возможности общения ребенка с другим родителем, суд вправе обязать виновного родителя не чинить препятствий в общении ребенка с другим родителем.
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных, лечебных и иных учреждений. Данная норма имеет немаловажное практическое значение, поскольку нередки случаи, когда различные организации отказывают родителю в предоставлении документов на несовершеннолетнего ребенка, например медицинской карты или справки из школы. Такой отказ является незаконным.
 
Каждый ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Как правило, с родителями проживают и несовершеннолетние дети, уже перешагнувшие порог четырнадцатилетнего возраста. Если родители уже подали на развод, но не могут прийти к согласию о месте проживания детей, то дети, если есть такая возможность, продолжают проживать по прежнему своему месту жительства. Ведь переезды обычно не идут на пользу ребенку: ребенок может потерять привычный круг общения, переезд может прервать его обучение в детском дошкольном образовательном учреждении или школе, ухудшить условия проживания.
Под правом ребенка на место жительства понимают юридическую возможность ребенка в возрасте до 14 лет через законных представителей (родителей), а в возрасте от 14 до 18 лет - лично, но с их согласия определять место жительства в пределах Российской Федерации - реализовать возможность избирать место жительства, обустроиться по месту жительства, встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, изменить место жительства, требовать от других лиц не нарушать это право, обратиться за защитой в случае нарушения этого права.
Ребенок в возрасте до 14 лет не участвует лично в определении места жительства, хотя при разрешении некоторых вопросов, связанных с местом жительства, требуется согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет (ст. ст. 132, 143 СК РФ). Обычно это право за ребенка реализуют его родители.
Интересы детей являются главным критерием при определении места жительства детей в случае раздельного проживания родителей.
Право ребенка общаться с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками установлено ст. 55 СК РФ. Общение подразумевает под собой право участвовать в воспитании и обучении ребенка, в формировании его мнений и суждений об окружающем мире, в том числе общаться лично, по телефону, по сети Интернет или путем обмена письмами и сообщениями.
На указанное право ребенка не влияют никакие обстоятельства, в том числе:
- расторжение брака родителей;
- признание брака родителей недействительным;
- раздельное проживание родителей;
- проживание родителей в разных государствах;
- экстремальные ситуации, такие как задержание несовершеннолетнего, его арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.
Общение может быть ограничено, либо запрещено лишь в случаях, когда оно таит в себе угрозу воспитанию ребенка, нарушает его интересы, например, когда формирует у ребенка неправильное или аморальное представление об окружающих, жестокое обращение с животными. 
В ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 г.) содержится положение о праве ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, в том числе быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства, затрагивающего его интересы. Это право ребенка закреплено и в ст.57 Семейного кодекса РФ. Конечно, при этом ребенок должен достигнуть возраста, когда он будет способен в форме, доступной для однозначного понимания всеми окружающими, сформулировать и выразить свое мнение.
Так, мнение несовершеннолетнего учитывается при выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения (п. 2 ст. 63 СК РФ), при разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования (п. 2 ст. 65), при разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65), при рассмотрении иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним (п. 3 ст. 67), при рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68), при отказе в иске о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 72), при отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке (п. 2 ст. 76), при рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 25.10.1996 N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов").
           Учет мнения ребенка предполагает, что оно в обязательном порядке будет заслушано, а при несогласии с мнением ребенка суд или заинтересованное лицо обязан обосновать причины, по которым они сочли нужным не следовать пожеланиям ребенка.
Определение места жительства детей при раздельном проживании родителей
 
           
          Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Семейное законодательство не указывает форму заключения такого соглашения, поэтому оно может быть заключено как в устной, так и в письменной форме (простой или нотариально удостоверенной). Однако, исходя из защиты прав и интересов ребенка, а также защиты прав родителей, следует предположить, что такое соглашение целесообразнее заключать по аналогии с соглашением о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, т. е. в письменной форме.
             Решение вопроса об определении места жительства ребенка является очень важным, поскольку от этого зависит, в каком объеме родители, а особенно тот, кто будет проживать отдельно, в дальнейшем смогут осуществлять свои родительские права. Поэтому в случае отсутствия соглашения родителей о месте жительства ребенка спор между родителями может быть разрешен только судом по требованию любого из них. Следует отметить, что спор о месте жительства детей судом может быть рассмотрен как в период брака родителей, так и в бракоразводном процессе, а также после расторжения брака родителей. Если при расторжении брака будет установлено, что между супругами не достигнуто соглашение об определении места жительства ребенка или оно нарушает интересы детей, то в соответствии со статьей 24 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.
             Семейное законодательство исходит из принципа равенства прав и обязанностей отца и матери по осуществлению своих родительских прав, поэтому при вынесении решения суд будет руководствоваться только интересами ребенка. Данная категория дел рассматривается в суде с обязательным участием органов опеки и попечительства, как по месту жительства отца, так и по месту жительства матери, что является дополнительной защитой прав и законных интересов детей.
             Орган опеки и попечительства занимает особое положение в судебном разбирательстве по рассматриваемой категории дел и третьим лицом не является. Процессуальное положение органа опеки и попечительства, вступающего в процесс для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц, регулируется статьей 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).
            В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те доводы и обстоятельства, на которые она ссылается. Таким образом, родителям необходимо доказать суду, что именно с ним ребенку будет лучше проживать. Рассматривая споры, связанные с воспитанием детей, суд направляет запросы в уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту жительства родителей, которые в соответствии со статьей 78 СК РФ проводят обследование условий жизни ребенка и лица (лиц) претендующих на его воспитание. При проведении обследования специалисты обращают внимание на наличие спальных мест для детей, наличие места для обучения и развития несовершеннолетних и т. д. Также специалист уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа имеет право с согласия родителей побеседовать с ребенком и уточнить его мнение по вопросу о том, с кем он желает совместно проживать — с отцом или матерью. Более того, в соответствии с семейным законодательством, мнение детей, достигших возраста 10 лет, обязательно учитывается судом (статья 57 СК РФ). Таким образом, ребенок может быть опрошен судом с учетом его возраста и развития. Опрос производится в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка выясняется, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает, и тому подобные обстоятельства.
               Помимо вышеуказанных обстоятельств судом учитывается следующее: привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, другим членам семьи; нравственные и иные личные качества родителей; отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; возможность создания ребенку условий для воспитания и развития. Также имеют значение и другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей, род деятельности и режим работы родителей, их материальное и семейное положение. Само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя.